Четверг
19.09.2024
21:41
Приветствую Вас Гость
RSS

 
Персональный сайт учителя музыки Кузнецовой Ольги Михайловны
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [0]
Достижения [0]
Достижения
Методический материал [31]
Музыкальная копилка [17]
Музыкальная игротека [9]
Родителям [6]
Внеклассная работа [0]
Сценарии [5]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 132

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Музыкальная копилка

Наша слава – русская держава

Разработка урока музыки в 3 классе ( )

 

Тема: «Наша слава – русская держава».

Цель урока: знакомство с образами защитников Отечества на примере музыкальных произведений С. Прокофьева и М. Глинки.

Задачи урока:

1. Расширить понятия музыкальных образов Защитников Отечества.

2. Дать понятие кантаты, на основе музыки Прокофьева.

- развивать эмоциональную сферу учащихся, музыкально-образное мышление, восприятие музыки, творческо-музыкальные способности, практические умения и навыки.

 

3. Определять выразительные возможности различных музыкальных образов, выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Опорные слова: кантата, опера.

Межпредметные связи: П. Корин Триптих «Александр Невский»

Вид урока: беседа.

Форма работы: слушание музыки, хоровое пение, движение под музыку.

Оборудование для урока: компьютер, музыкальный центр, фортепиано.

Музыкальный материал: С.С.Прокофьев Хор «Вставайте , люди русские!»

М.И.Глинка хор «Славься»

«Солдатушки, бравы ребятушки»

 

 

Ход урока:

1.Организационный момент.

Дети заходят в класс под «Воронежские частушки ».

Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята – здравствуйте, учитель».

Повторение изученного материала.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с жанром народной песни….

Ответы учащихся.

Учитель:

- Правильно, это частушка.

- Что такое частушка?

- Как исполняется?

- В чем особенность?

Проверка д.з. исполнить сочиненную частушку.

2. Формулирование темы урока.

Ребята, готовясь к нашему сегодняшнему уроку, я долго думала, как его озаглавить. На ум приходило несколько названий:

«Пока сердца для чести живы», «Музы не молчали», «Слава Отечеству»…

Но наиболее подходящее, как мне показалось - Наша слава - Русская Держава!»

Вдумайтесь в эти два слова – Русская Держава.

- С чем вы связываете слово русская?

(Родина, Русь, Россия, народ, Отечество, Отчизна и т.д.)

- А слово держава?

(Опора, надежда, надежный заслон, сила, мощь).

А теперь давайте, соединим эти слова и подумаем, что же такое Русская Держава? (ответы)

Правильно. То, на чем держится наша Россия, Русь. Конечно не в прямом смысле, а в переносном.

- Так на чем держится Родина наша, скажите?

- Благодаря кому мы с вами спокойно спим, учимся в школе, посещаем театры и кино? (ответы детей)

Правильно. Благодаря тем, кто охраняет наш покой. Благодаря тем, кто сложил головы за нас в далеком прошлом. Тем, кто и сейчас несет свою боевую вахту на границе, или в море. Это и есть наша слава! Наша Русская Держава!

О славных Защитниках отечества, чьи имена прославили героический подвиг русского человека в тяжелые времена и пойдет наш с вами сегодняшний разговор.

 

III. Актуализация знаний по теме.

Как называется музыка, под которую маршируют? (марш). Кого вы сразу представляете себе, когда слышите марш? (солдата, защитника страны).

3. Актуализация знаний по теме.

Обратимся к вашей семье. А в ней есть защитники? (папы, братья). Папы в трудное время могут не только защитить свою семью, но и свое Отечество, влившись в ряды армии.

Если бы вы были композиторами, какие музыкальные краски вы взяли бы для создания марша? ( дети работают по «цветику -семицветику», правильно характеризуя музыкальные термины).

Солдаты русской армии не только много умеют и знают для того, чтоб защитить свою страну, но и на парадах могут так блеснуть исполнением маршевой песни и своей выправкой, что позавидуют даже мальчишки.

4. Практическая часть.

Представьте себе, идет строй солдат, ну как тут обойтись без песни!

Прослушать песню «Солдатушки, бравы ребятушки»,

промаршировать и подпевать две последние строчки хором.

5. работа по теме урока. Обращение к классике.

Давайте перелистаем страницы истории и окунемся в Древнюю Русь. Во времена, когда она была обложена врагом – с юга татарами, с севера ордами крестоносцев, когда люди были заняты мирным трудом и одновременно испытывали боязнь быть угнанными в рабство. Враги не жалели ни старых ни малых.

Целью врага было покорить Великий Новгород, который привлекал своим богатством

В то время в Новгороде княжил молодой двадцатилетний князь Александр Ярославович. Он не стал дожидаться, когда неприятель подойдет к стенам города, а поспешил ему навстречу. Как набатный колокол звучат его слова:

«Вставайте, люди русские! На славный бой! На смертный бой!»

Александр дал клич. И словно из-под земли вырастают русские воины. Идут крестьяне с косами и вилами. Движется могучий поток с копьями и мечами. Из капель собираются ручьи, из ручьев реки, из рек озера.

15 июля 1240 года в сражении на реке Неве, Александр одержал победу. С тех пор князя стали называть Невским.

Очень коротко я поведала вам о тех далеких событиях. Но чтобы более полнее и ярче ощутить происходящее, стать свидетелями того времени, нам поможет музыка.

В 1240 году А.Невский одержал победу над шведами, а в 1940 году композитор Сергей Сергеевич Прокофьев написал монументальное музыкальное произведение – кантату «Александр Невский».

Написал в кротчайшие сроки, прямо перед Великой Отечественной войной.

Над миром тогда нависли черные тучи фашизма. Нужен был исторический пример героизма, который бы вдохновлял народ на войну с фашизмом, на борьбу с ним. Так появился художественный фильм режиссера С.Эйзенштейна, а вместе с ним и кантата С.Прокофьева.

- Что такое кантата?

Учитель: Это слово произошло от итальянского - cantare – петь.

Произведение для солистов, хора и оркестра вокального жанра. В основном кантаты бывают героическими и торжественными.

Учитель: КАНТАТА – это несколько разных по музыкальному образу частей с единым общим содержанием, в ней не только песни, но и песенные мелодии.

Мне лишь хочется добавить, что в кантате 7 частей.

Мы с вами послушаем 4 часть Хор «вставайте, люди русские!»

4. Слушание и обсуждение музыкального фрагмента.

Учитель:

- какую картину рисует музыка?

- какие чувства вызвала музыка?

-Что вы слышите в словах? ( тревога, призыв, боль за свою родную землю).

Композитор С.С.Прокофьев очень ярко раскрыл образ русского народа победителя, образ Великого полководца А.Невского.

Более семи веков живет память народная о святом благоверном великом князе Александре Невском – национальном герое – народном заступнике.

А А.Невский очень много сделал для того, чтобы русскому народу легче жилось. Истинный патриот своей земли не просто желал счастья ей и её народу, но всё делал для этого.

До сих пор существует орден А. Невского – высокая государственная награда, которая вручается самым выдающимся полководцам.

Шли годы, шло время. Менялись люди, менялись традиции, менялись правители – цари, все вокруг менялось. Не прекращались лишь попытки иноземцев захватить русские земли. Один из исторических периодов в России известен как «Смутное время»

Вот эти события и послужили сюжетом для написания русским композитором М.И.Глинкой оперы «Иван Сусанин».

М. Глинка в героическом поступке простого русского крестьянина усматривал проявление силы и патриотизма всего русского народа, готового отдать жизнь во имя свободы русской земли.

Иван Сусанин - русский крестьянин, который погиб, но не показал дорогу врагам. Его подвиг повторяли многие люди во время разных войн. Народ помнит своих героев и поет о них песни.

«Хор «Славься!» из оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»)- слушание.

Чем заканчивается музыка? (колокольными звонами). Давайте вместе с вами примем участие в этом празднике победы и прославления русской земли, русского народа. (прохлопывание ритмического рисунка ладошками).

 

Рефлексия.

Задание.

Мне понравился урок. ( аплодисменты)

Я не все понял ( поднять правую руку)

Мне было неинтересно. Я ничего не запомнил ( закрыть ладонями глаза).

 

Итог урока.

Мы сегодня познакомились с историческими событиями в России разных времен. Перед нами ожили картины жизни русского народа.

Зачем необходимо сохранять знания о прошлом?

Почему мы поем песни разных времен?

(Ответы уч-ся.)

 

Кантата «Александр Невский» рассказала нам о защитниках Новгородской земли в XIII веке.

Опера «Иван Сусанин» воссоздала атмосферу народного подвига в Смутное время в начале XVII века. Песня «Солдатушки, бравы ребятушки» рассказала нам о судьбе солдат в дореволюционной России.

Музыка учит нас любить, защищать Россию и гордиться своей Родиной.

Д.З. записать слова песни в тетрадь.

Дети поют «До свидания» и выходят из класса под музыку военного марша.

 

6. Домашнее задание.

Нарисовать элементы боевого снаряжения А. Невского.

7. Рефлексия.

Дети выбирают тот цвет нотки, который соответствует настроению в конце урока. (Рефлексию можно проводить и в процессе урока, если нужен быстрый и короткий ответ всего класса, как оценка своей деятельности или всего класса).

Дети поют «До свидания» и выходят из класса под музыку военного марша.

 

Литература: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Учебник «Музыка 3 класс», Просвещение 2012 г.

Категория: Музыкальная копилка | Добавил: olgamuz2011 (26.01.2018)
Просмотров: 1528 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz