Четверг
19.09.2024
21:27
Приветствую Вас Гость
RSS

 
Персональный сайт учителя музыки Кузнецовой Ольги Михайловны
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [0]
Достижения [0]
Достижения
Методический материал [31]
Музыкальная копилка [17]
Музыкальная игротека [9]
Родителям [6]
Внеклассная работа [0]
Сценарии [5]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 132

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Музыкальная копилка

4 класс. Колокольные звоны России

Разработка урока музыки в 4 классе ( )

 

Тема: «Колокольные звоны России»

 

Цель:

Раскрытие значимости колокольных звонов в истории и культуре русского народа.

Задачи:

- Духовно- нравственное воспитание детей;

- Приобщение к историческому прошлому, воплощенному в народной и профессиональной музыке, в художественных образах разных видов искусства- музыки, литературы, живописи.

Планируемый результат УУД:

Регулятивные: развивать умение анализировать, сравнивать, осмысливать полученную информацию.

Познавательные: находить информацию в разных источниках, понимать терминологию, обозначающую звучание колокольных звонов.

Коммуникативные: формировать умение участвовать в диалоге ; уметь в совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения.

Личностные: чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к произведениям разных видов искусства.

Музыкальные материалы:

С. Прокофьев « Вставайте, люди русские!» из кантаты « Александр Невский»

М. Глинка « Хор «Славься» из оперы « Иван Сусанин»

«Вечерний звон» А.Алябьев.

«Россия» Ю.Таран.

Примеры колокольных звонов ( набатный, будничный, праздничный).

Основные понятия темы:

Духовная музыка, колокольные звоны, благовест, трезвон, набат, звонница, ритм, колокольня, традиции, обычаи,

Оборудование:

Компьютер. Проектор, презентация к уроку .

Тип урока: нестандартный, комбинированный, интегрированный.

Методы обучения: сравнения, практический, объяснительно – иллюстративные, репродуктивный.

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Музыкальное приветствие.

Повторение пройденного материала.

Звучит фрагмент из кантаты «Вставайте, люди русские»

- вспомните название произведения

- кто сочинил?

- о чем рассказывает?

-Какую фразу произнес А. Невский?

Исполнение главной темы 4 части .

  1. Мотивация к учебной деятельности

Сегодня мы продолжаем раздел «О России петь, что стремиться в храм».

Попробуйте угадать, о чём сегодня пойдёт речь:

- Давным-давно, иностранцы, путешествуя по России и видя это чудо, говорили: «Ничего подобного в мире нет, и не будет».

Ну, а на Руси, в народе об этом национальном чуде говорили так:

- За уши повесят, да за язык подёргают – станет петь.

- Из земли взяли, на огне грели,

А как вынули – стали бить, чтобы мог говорить.

Это колокол.

Тема нашего урока «Колокольные звоны России».

Сформулируйте цель урока.

Что нужно сделать, чтобы познакомиться с этим музыкальным инструментом? (узнать историю, послушать как он звучит, обсудить, самим поиграть)

 

-Что мы должны сегодня узнать?

Где и когда появились колокола.

В чем особенность колокольных звонов.

Какую роль играют колокола в наше время.

Сегодня наш урок мы посвятим колокольным звонам и всему что с этим связано.

  1. Основной этап урока.

Колокола – это древний музыкальный инструмент. Впервые они появились в Италии.

По преданию, еще в 4 веке, заболел один монах. Он пошёл в лес за целебными травами, прилёг на траву, задремал и сквозь сон услышал удивительную музыку, точнее сказать перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь отступает, и он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого уха качается знакомый цветок..

(Как вы думаете, какой) – колокольчик. И монах решил, что именно голос этого цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив его из металла.

На итальянском языке слово «цветок» произносится «кампана».

От этого слова произошло название предмета, созданного монахом – кампанелла, по-русски означает колокольчик.

На Руси колокола появились в конце 15 века. Русские мастера сами овладели секретами создания колоколов и вскоре даже превзошли по мастерству итальянцев.

Где в наше время можно увидеть и услышать колокола? (ответы детей)

Они помещались и сейчас помещаются на крыше храма, в башнях куполов, при входе в церковь или в особых зданиях, называемых «колокольня», «звонница».

 

Под звон колоколов на Руси протекали все важные события – как в жизни страны, города, села, деревни, так и в жизни отдельного человека: его рождении, венчание, свадьба. Свадьбы на Руси были немыслимы без колокольчиков и церковного колокольного звона. Считалось, что звон не только создаёт праздничное настроение, но и даёт молодым здоровье, богатство.

Музыканты, которые управляли колоколами на колокольнях. Достигали большого мастерства в своем искусстве – на каждое событие придумывали свой звон. И каждый звон имел свой характер и значение. Нес особое настроение.

Виды колокольного звона:

Пусть ребята сами попробуют дать определение колокольным звонам.

Спасательный звон – для тех, кто потерялся в пути.

Пограничный звон – звучал при встрече царей, вельмож.

Благовест (от слова «благая весть»). Как вы понимаете эти слова?

Добрая, хорошая, радостная весть, новость. Это размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном возвещается благая весть о начале богослужения в храме (слушание)

Набат – непрерывные удары в большой колокол, которые предупреждают об опасности. Такой звон применяется для сбора войск или населения и объявления тревоги

Перезвон (что такое? опрос детей) - это звон колоколов от самого большого до самого маленького или наоборот с различным количеством ударов в каждый колокол.

Трезвон - звон в несколько колоколов, в три приема; бывает после благовеста.

4.Слушание и анализ прослушанных колокольных звонов.

Набатный

Будничный

Праздничный

В чем отличие колокольных звонов?

Чтобы легче было запоминать колокольные звоны. Звонари стали придумывать разные попевки, которые подходят под тот или иной звон.

«Пеки блин – дров нет» (звонит медленно)

«А мы вас обокрали» (более быстро)

«А мы знаем, да не скажем» (скороговоркой.)

Колокольные звоны на Руси люди пытались изобразить и голосом. Русские люди очень талантливые и поэтому они легко придумали, как голосом изобразить звучание колокола.

Физминутка.

А давайте у нас в классе устроим звонницу, поиграем в игру «Дружные колокола»

Я предлагаю разделиться на группы:

Исполнение колокольных звонов с учащимися.

Учащиеся выполняют ритмическую партитуру.

Как это можно сделать?

( 3 группы – большие колокола, средние и маленькие.

1 группа большие колокола: поют бом – бом – бом

2 группа средние колокола: бим – бом, бим – бом

3 группа маленькие колокола: тили – бом, тили – бом.

2часть.

«Пеки блин – дров нет» (звонит медленно)

«А мы вас обокрали» (более быстро)

«А мы знаем, да не скажем» (скороговоркой.)

 

- Мы с вами голосом изобразили звучание колоколов, как вы думаете можно ли звон колокола изобразить на музыкальном инструменте – фортепиано?

- Да (ответы детей).

 

Совершенно верно, также, как делится звучание колоколов на высокое, среднее, низкое, клавиатура делиться на высокие, средние, низкие звуки. Чем, больше колокол, тем ниже его звучание, чем меньше, тем выше и тоньше его звон. Давайте послушаем, как все вместе звучат колокола разных размеров.

Слушание музыкального фрагмента Суздальские куранты.

А теперь я предлагаю вам самим попробовать на фортепиано изобразить звучание колокола.

Дети приглашаются к инструменту, играют звуки, придерживая педаль.

 

Искусство колокольных звонов стало важной частью русской музыки и придавало ей ярко национальный колорит.

Звон колоколов любого вида воспевал силу и красоту России

Ребята, как вы думаете, можно ли услышать колокола в симфонической музыке? ( можно)

Неужели настоящие колокола можно поместить в оркестр? Конечно, нет. Для этого используют специальный оркестровый инструмент, который имитирует звучание настоящего колокола.

Он состоит из 12-18 труб разной величины, а звук извлекается ударом колотушки, обтянутой кожей.

Звучание колокольных звонов использовали в своих произведениях многие русские композиторы, такие как С.Рахманинов, М.Глинка, С.Прокофьев.

Прослушайте, как С.Прокофьев использует набатный звон в своем произведении «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский!

И еще один фрагмент «Хор «Славься» из оперы М.И.Глинки Иван Сусанин.

Какие чувства переданы в этой музыке?

Призыв на борьбу с врагом.

Радость победы над врагом.

 

В наше время любовь к колокольным звонам не угасла. Сейчас специально устраивают праздники колокольной музыки, на которые съезжаются любители этого прекрасного вида искусства. Чаще всего такие праздники устраивают в городах, которые принято называть «Золотым кольцом России»: Суздале, Ростове Великом. Они известны своими чудесными колоколами. Тогда целый день в городах звучат колокола, и над родной землей плывут волшебные мелодии колокольной музыки.

 

Очень много песен сложено о колоколах, колокольчиках. Одна из них – «Вечерний звон»

«Вечерний звон» — популярная русская песня на стихи Ивана Козлова и музыку Александра Алябьева,написанная в 1827-28 гг.

которую я предлагаю вам исполнить совместно со мной.

Вокально - хоровая работа.

Исполнение темы колоколов.

Рефлексия.

Вот и подошёл к концу наш урок. Давайте оценим свою работу,

Выскажите одним предложением, выбирая начало фразы из экрана на доске:
(Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске ):
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал, что…
8. я приобрел…
9. я научился…
10. у меня получилось …
11. я смог…
12. я попробую…
13. меня удивило…
14. урок дал мне для жизни…
15. мне захотелось…

 

Я думаю всё, о чём вы сегодня узнали на уроке, пригодится вам в будущем. Сохраните в своей памяти всё хорошее, доброе, созданное нашим народом, чтобы потом передать это своим детям.

Богата Россия культурой, традициями, но самая незабываемая и интересная сторона русского творчества – это колокольные звоны.

Я предлагаю вам завершить наш урок песней «Россия»

Д/З рассказать своим близким о том, что вы сегодня узнали на уроке.

Пусть чаще в нашей жизни звучит – благовест!

Спасибо за прекрасную работу!

Категория: Музыкальная копилка | Добавил: olgamuz2011 (26.01.2018)
Просмотров: 1284 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz