Цель урока: знакомство учащихся с понятием «опера» на примере оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»
Задачи:
Познакомить с музыкальным и литературным содержанием оперы «Иван Сусанин»; учить определять событие в опере по музыкальным видео фрагментам;
Развивать духовно- нравственные качества такие как (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональную отзывчивость; уважительное отношение к обычаям и традициям русского народа;
Воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма, слушательскую культуру.
Планируемый результат:
Познакомятся с музыкальным и литературным содержанием оперы «Иван Сусанин», научатся определять событие в опере по музыкальным видео фрагментам;
Продолжат развивать духовно- нравственные качества такие как (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональную отзывчивость; уважительное отношение к обычаям и традициям русского народа
Проявят любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма, слушательскую культуру.
Формируемые УУД:
1. Личностные УУД
Формирование: мотивации к обучению и познанию музыки; адекватной самооценке;
готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное
понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
2. Регулятивные УУД
Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее
результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей
деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль
процесса и результатов деятельности.
3. Познавательные УУД
Формирование: умения эмоционально исполнять музыкальные произведения;
музицировать; выполнять танцевальные движения; высказываться о музыке.
Критская Е.Д.,Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.; М. «Просвещение», 2004.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
Вход под песню «Солдатушки, бравы ребятушки.»
Здравствуйте, посмотрите на меня!
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
Музыкальное приветствие.
Попевки в маршевом стиле. «Аты - баты», «Рок-урок».
Ребята, какая песня прозвучала в начале урока?
-«Содатушки…..
-К какому жанру народной музыки относится?
- солдатские песни.
Вокально – хоровая работа.
Исполнение песни по ролям.
Повторение пройденного материала.
- О чем мы с вами говорили на прошлом уроке?
- О воинах - защитниках Земли Русской.
Вспомните имя героя, который одержал победу на реке Неве?
- А.Невский.
В произведении какого композитора воплощен подвиг А.Невского?
- кантата «А.Невский» С.С.Прокофьева.
- Какую фразу он произнес?
-…Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет…
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
Первичное усвоение новых знаний
-Ребята, мы сегодня продолжаем знакомство с историей нашей Родины, а поможет нам в этом музыка.
Шли годы, шло время. Менялись люди, менялись традиции, менялись правители – цари, все вокруг менялось. Не прекращались лишь попытки иноземцев захватить русские земли. Один из исторических периодов в России известен как «Смутное время»
Вот эти события и послужили сюжетом для написания русским композитором М.И.Глинкой оперы «Иван Сусанин».
- Итак, тема нашего урока: Опера «Иван Сусанин»
- Какие учебные задачи вы поставите перед собой на урок, связав с темой урока?
- Познакомиться с жанром «опера», композитором М.И.Глинкой.
- узнать о главном герое оперы И.Сусанине.
- смотрят, анализируют, читают.
- Посмотрите внимательно на экран (слайд1), здесь вы видите слова ОПЕРА
- Прочитайте на слайде определение слова «ОПЕРА»
(1. опера – это жанр музыкально – драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки;
2. музыкально – драматическое произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра (толковый словарь)).
Великий русский композитор – жил в первой половине прошлого столетия.
Глинка - основоположник русской классической музыки. Он создал произведения, которые прославили русскую музыку на весь мир. Горячая любовь и интерес к музыке у Глинки проявились очень рано: он подолгу с увлечением слушал пение крестьян, исполнявших народные песни, и это оказало значительное влияние на всё его творчество. Когда Мишу упрекнули в том, что он только и думает о музыке, будущий композитор ответил: «Что же делать? Музыка – моя душа!»
Еще в молодые годы, живя в Петербурге, Глинка прославился как композитор и замечательный певец, исполнитель своих романсов. Несколько лет Михаил Глинка провел за границей, в Италии и в Германии. Всюду он изучал музыку народа, среди которого жил, но ближе всего ему была русская народная песня. Вернувшись на родину, он увлекся темой о подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина. С особым интересом принялся за свою первую оперу. Глинка назвал ее «Иван Сусанин», но по настоянию царской цензуры оперу пришлось переименовать в «Жизнь за царя». Лишь в советское время она получила своё первоначальное название, данное автором.
Первые люди восхищались оперой. Музыкальный критик Одоевский, современник Пушкина и Глинки, провозгласил композитора «Колумбом русской музыки». «С оперой М. Глинки начинается новый период русской музыки».
- О чем рассказывает опера?
В основе музыкального произведения лежит историческое событие, когда в 1612 году Минину и Пожарскому пришлось освобождать Москву от поляков. А также подвиг русского крестьянина Ивана Сусанина.
- Знаете ли вы что-нибудь об Иване Сусанине?
- крестьянин, который решается ценой своей жизни спасти Москву, обманув поляков: он заводит их в глухой дремучий лес, на верную гибель. Узнав правду, враги убивают его.
- Ребята, готовы ли вы на такой подвиг? Какие чувства у вас вызывает этот подвиг?
Посмотрите на портрет Ивана Сусанина.
- Каким вы видите его на этом полотне? Опишите его, расскажите о его качествах.
-Внимание на экран.
- Сейчас мы просмотрим один из видеофрагментов.
Ария Ивана Сусанина
- А кто знает, что такое ария?
(ария – это эпизод в опере) (на слайде)
- Ваша задача внимательно просмотреть этот фрагмент и рассказать, что вы увидели.
- Звучит видеофрагмент
-Что услышали?
- Какие чувства раскрыты в этой арии?
- Ребята, а как вы думаете, почему именно это историческое событие вдохновило нашего композитора к созданию оперы «Иван Сусанин»?
Люди должны знать героев и быть героями.
В дни осенних каникул мы с вами будем отмечать « День Народного Единства».
Как вы думаете, с какими событиями он связан?
- кто догадался?
С освобождением Москвы от поляков.
А значит с событием 1612 года, о котором мы с вами сегодня говорим, о подвиге Ивана Сусанина, а вместе с ним и всего русского народа.
В эпилоге оперы ярким гимном звучит заключительный хор «Славься»
- А почему ее назвали заключительной? (потому что звучит в конце оперы).
Что такое хор? (хор – это коллектив поющих).
Слушание фрагмента.
Почему хор «Славься» называют гимном?
Музыка торжественная ,величавая, маршевая. Гимн подвигу Ивана Сусанина, русского народа.
У нашей страны есть гимн?
Что такое гимн?
Торжественная песня, в которой прославляют наше Отечество, русский народ, наше единение.
Если мы будем вместе, то никакая беда, никакой враг нам не будет страшен.
Исполнение 1к. гимна РФ.
Рефлексия учебной деятельности
(Регулятивные УУД
- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
- А сейчас подведем итог нашего урока.
-Скажите, пожалуйста, мы с вами выполнили поставленные задачи?
Дополните предложение:
- Я узнал…
- Самое интересное…
- Я запомнил это произведение, потому что…
- На этом наш урок закончен
Мы познакомились с оперой «Иван Сусанин».
- Ребята, а вас этот поступок оставил равнодушными?
Д.З. прочитать о защитниках земли русской ( полководцах, богатырях и т.д.)