Четверг
19.09.2024
21:37
Приветствую Вас Гость
RSS

 
Персональный сайт учителя музыки Кузнецовой Ольги Михайловны
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [0]
Достижения [0]
Достижения
Методический материал [31]
Музыкальная копилка [17]
Музыкальная игротека [9]
Родителям [6]
Внеклассная работа [0]
Сценарии [5]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 132

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Музыкальная копилка

3 класс. Опера "Иван Сусанин"

Конспект урока музыки.

Класс: 3

Тема урока: «Опера «Иван Сусанин»»

 

Тип урока: урок освоения новых знаний.

 

Цель урока: знакомство учащихся с понятием «опера» на примере оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»

Задачи:

  1. Познакомить с музыкальным и литературным содержанием оперы «Иван Сусанин»; учить определять событие в опере по музыкальным видео фрагментам;
  2. Развивать духовно- нравственные качества такие как (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональную отзывчивость; уважительное отношение к обычаям и традициям русского народа;
  3. Воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма, слушательскую культуру.

Планируемый результат:

  1. Познакомятся с музыкальным и литературным содержанием оперы «Иван Сусанин», научатся определять событие в опере по музыкальным видео фрагментам;
  2. Продолжат развивать духовно- нравственные качества такие как (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональную отзывчивость; уважительное отношение к обычаям и традициям русского народа
  3. Проявят любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма, слушательскую культуру.

Формируемые УУД:

1. Личностные УУД

Формирование: мотивации к обучению и познанию музыки; адекватной самооценке;

готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное

понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

2. Регулятивные УУД

Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее

результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей

деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль

процесса и результатов деятельности.

3. Познавательные УУД

Формирование: умения эмоционально исполнять музыкальные произведения;

музицировать; выполнять танцевальные движения; высказываться о музыке.

Воспринимать на слух музыкальное произведение.

Давать образную характеристику прослушанного произведения.

4. Коммуникативные УУД

Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика.

Оборудование: медиапроектор, компьютер, презентация, видео фрагменты

Музыкальный материал: М.И.Глинка «Предсмертная ария», Заключительный хор «Славься»,

Р.н.п. «Солдатушки , бравы ребятушки», Гимн РФ.

 

Солдатушки , бравы ребятушки

 

Солдатушки , бравы ребятушки (минус)

 

Прощание Славянки

 

Информационные источники:

  1. Е.Д. Критская Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка 3 классы», Москва «Просвещение» 2016г.
  2. Методическое пособие Методическое пособие «Музыка 1-4 класс».

Критская Е.Д.,Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.; М. «Просвещение», 2004.

 

Ход урока

 

Мотивация к учебной деятельности.

Вход под песню «Солдатушки, бравы ребятушки.»

Здравствуйте, посмотрите на меня!
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!

Музыкальное приветствие.

Попевки в маршевом стиле. «Аты - баты», «Рок-урок».

Ребята, какая песня прозвучала в начале урока?

-«Содатушки…..

-К какому жанру народной музыки относится?

- солдатские песни.

Вокально – хоровая работа.

Исполнение песни по ролям.

Повторение пройденного материала.

- О чем мы с вами говорили на прошлом уроке?

- О воинах - защитниках Земли Русской.

Вспомните имя героя, который одержал победу на реке Неве?

- А.Невский.

В произведении какого композитора воплощен подвиг А.Невского?

- кантата «А.Невский» С.С.Прокофьева.

- Какую фразу он произнес?

-…Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет…

Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Первичное усвоение новых знаний

-Ребята, мы сегодня продолжаем знакомство с историей нашей Родины, а поможет нам в этом музыка.

Шли годы, шло время. Менялись люди, менялись традиции, менялись правители – цари, все вокруг менялось. Не прекращались лишь попытки иноземцев захватить русские земли. Один из исторических периодов в России известен как «Смутное время»

Вот эти события и послужили сюжетом для написания русским композитором М.И.Глинкой оперы «Иван Сусанин».

 

- Итак, тема нашего урока: Опера «Иван Сусанин»

- Какие учебные задачи вы поставите перед собой на урок, связав с темой урока?

- Познакомиться с жанром «опера», композитором М.И.Глинкой.

- узнать о главном герое оперы И.Сусанине.

 

 

- смотрят, анализируют, читают.

 

- Посмотрите внимательно на экран (слайд1), здесь вы видите слова ОПЕРА

- Прочитайте на слайде определение слова «ОПЕРА»

(1. опера – это жанр музыкально – драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки;

2. музыкально – драматическое произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра (толковый словарь)).

 

Что главное в опере?

- вокальное исполнение.

 

- Внимание на экран (слайд 2)

- Знаком ли вам композитор?

- ЭТО МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА (1804 – 1857)

Великий русский композитор – жил в первой половине прошлого столетия.

Глинка - основоположник русской классической музыки. Он создал произведения, которые прославили русскую музыку на весь мир. Горячая любовь и интерес к музыке у Глинки проявились очень рано: он подолгу с увлечением слушал пение крестьян, исполнявших народные песни, и это оказало значительное влияние на всё его творчество. Когда Мишу упрекнули в том, что он только и думает о музыке, будущий композитор ответил: «Что же делать? Музыка – моя душа!»

Еще в молодые годы, живя в Петербурге, Глинка прославился как композитор и замечательный певец, исполнитель своих романсов. Несколько лет Михаил Глинка провел за границей, в Италии и в Германии. Всюду он изучал музыку народа, среди которого жил, но ближе всего ему была русская народная песня. Вернувшись на родину, он увлекся темой о подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина. С особым интересом принялся за свою первую оперу. Глинка назвал ее «Иван Сусанин», но по настоянию царской цензуры оперу пришлось переименовать в «Жизнь за царя». Лишь в советское время она получила своё первоначальное название, данное автором.

Первые люди восхищались оперой. Музыкальный критик Одоевский, современник Пушкина и Глинки, провозгласил композитора «Колумбом русской музыки». «С оперой М. Глинки начинается новый период русской музыки».

 

 

- О чем рассказывает опера?

 

В основе музыкального произведения лежит историческое событие, когда в 1612 году Минину и Пожарскому пришлось освобождать Москву от поляков. А также подвиг русского крестьянина Ивана Сусанина.

- Знаете ли вы что-нибудь об Иване Сусанине?

 

- крестьянин, который решается ценой своей жизни спасти Москву, обманув поляков: он заводит их в глухой дремучий лес, на верную гибель. Узнав правду, враги убивают его.

- Ребята, готовы ли вы на такой подвиг? Какие чувства у вас вызывает этот подвиг?

Посмотрите на портрет Ивана Сусанина.

- Каким вы видите его на этом полотне? Опишите его, расскажите о его качествах.

-Внимание на экран.

- Сейчас мы просмотрим один из видеофрагментов.

 

Ария Ивана Сусанина

 

- А кто знает, что такое ария?

(ария – это эпизод в опере) (на слайде)

- Ваша задача внимательно просмотреть этот фрагмент и рассказать, что вы увидели.

 

- Звучит видеофрагмент

-Что услышали?

- Какие чувства раскрыты в этой арии?

- Ребята, а как вы думаете, почему именно это историческое событие вдохновило нашего композитора к созданию оперы «Иван Сусанин»?

Люди должны знать героев и быть героями.

В дни осенних каникул мы с вами будем отмечать « День Народного Единства».

Как вы думаете, с какими событиями он связан?

- кто догадался?

С освобождением Москвы от поляков.

А значит с событием 1612 года, о котором мы с вами сегодня говорим, о подвиге Ивана Сусанина, а вместе с ним и всего русского народа.

 

В эпилоге оперы ярким гимном звучит заключительный хор «Славься»

- А почему ее назвали заключительной? (потому что звучит в конце оперы).

Что такое хор? (хор – это коллектив поющих).

Слушание фрагмента.

Почему хор «Славься» называют гимном?

Музыка торжественная ,величавая, маршевая. Гимн подвигу Ивана Сусанина, русского народа.

У нашей страны есть гимн?

Что такое гимн?

Торжественная песня, в которой прославляют наше Отечество, русский народ, наше единение.

Если мы будем вместе, то никакая беда, никакой враг нам не будет страшен.

 

Исполнение 1к. гимна РФ.

 

Рефлексия учебной деятельности

(Регулятивные УУД

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

- А сейчас подведем итог нашего урока.

-Скажите, пожалуйста, мы с вами выполнили поставленные задачи?

Дополните предложение:

- Я узнал…

- Самое интересное…

- Я запомнил это произведение, потому что…

- На этом наш урок закончен

 

Мы познакомились с оперой «Иван Сусанин».

 

- Ребята, а вас этот поступок оставил равнодушными?

Д.З. прочитать о защитниках земли русской ( полководцах, богатырях и т.д.)

Категория: Музыкальная копилка | Добавил: olgamuz2011 (23.01.2018)
Просмотров: 4331 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz