Четверг
19.09.2024
21:38
Приветствую Вас Гость
RSS

 
Персональный сайт учителя музыки Кузнецовой Ольги Михайловны
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [0]
Достижения [0]
Достижения
Методический материал [31]
Музыкальная копилка [17]
Музыкальная игротека [9]
Родителям [6]
Внеклассная работа [0]
Сценарии [5]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 132

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Методический материал

Вокалотерапия

Вокалотерапия.

  • вокалотерапии являются принципы классического пения, а главными средствами выступают специально разработанные вокальные упражнения и адекватные уровню и состоянию пациентов вокальные произведения. Звук, зарождающийся во время пения, только на 15-20% уходит во внешнее пространство. Остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации. Такой своеобразный вибрационный массаж внутренних органов при умелом использовании может прекрасно стимулировать их работу. В этом состоит одно из положительных свойств пения для здоровья.

Существенное значение для психотерапевтической работы имеет тот факт, что «характерной реакцией на вокалотерапию является замедление альфа-ритма» мозга, что соответствует состоянию успокоения и комфорта. Альфа-ритм играет значимую роль в обеспечении психофизиологических реакций и различного рода познавательной деятельности. Вокалотерапия оказывает положительное влияние на нейрофизиологическое обеспечение памяти и внимания

(Образовательная среда: ребёнок и здоровье: сборник научных трудов.-

Архангельск: СГМУ, ПГУ, 2006).

Тембр голоса, манера говорить, интонации, наряду со смыслом слов, многое могут рассказать о чувствах и характере говорящего, о его настроении и внутреннем состоянии. Голос – «говорящий музыкальный инструмент».

Следовательно, можно по голосу определять некоторые состояния организма, а также через голосовые упражнения влиять на эти состояния.

Для учителя важны следующие параметры голоса ребёнка в процессе проведения голосовой диагностики:

* тембр голоса;

* громкость голоса;

* высота звучания;

* наличие дополнительных призвуков (хрипота);

* ровность звучания;

* длина дыхательной фразы;

* длительность звучания до наступления призвуков.

 

Процесс пения – сложнейший психофизиологический акт, в котором сочетаются дыхание с одновременными колебаниями голосовых связок. На фазе выдоха голосовые связки, расположенные в гортани, собственно и являются источником звукообразования.

Голос – это уникальный, глубоко индивидуальный инструмент. Ему подвластна и передача информация, и интонационно – чувственная окраска, без которой невозможно общение. Голос – это и способ убеждения, эффективность которого зависит от тембровой и звуковой силы речевого и певческого звука.

 

Органы, участвующие в процессе звукообразования – это гортань, трахея, бронхи, лёгкие, рот (называемый артикуляционным аппаратом) и диафрагма.

Диафрагма – это мощная плоская мышца, отделяющая грудную полость от брюшной. Во время глубокого вдоха диафрагма опускается и уплощается, при этом мягко начинает давить на органы брюшной полости. Во время выдоха она, наоборот, поднимается вверх и также мягко начинает подпирать уже снизу органы грудной клетки. А если глубокие дыхательные экскурсы повторяются один за другим, то осуществляется мягкий эластичный массаж внутренних органов. Это важнейшее положительное свойство вокала для здоровья.

Основной целью вокалотерапии является повышение адаптационных и резервных возможностей человеческого организма.

И, конечно же, трудно переоценить значение пения как явления художественного и как средство самовыражения личности. Общеизвестно и о положительном воздействии пения на психоэмоциональный фон человеческого организма. Наверное, именно сочетанием большого количества положительных свойств объясняется то, что профессия певцов является по существу профессией долгожителей.

Голос – это уникальный, глубоко индивидуальный инструмент. Ему подвластна и передача информация, и интонационно – чувственная окраска, без которой невозможно общение. Голос – это и способ убеждения, эффективность которого зависит от тембровой и звуковой силы речевого и певческого звука.

 

В основе вхождения в песню лежит освобождение от страха. Хорошая песня может научить раскрепощению личности, снятию телесных зажимов, дружескому расположению.

Упражнения по вокалотерапии.

«Голоса природы»

Серия упражнений представляет собой игру со звуками, в которой используются возможности звукотерапии. Дети имитируют писк комара: на звук з-з-з они поют в высокой тесситуре сначала на одной ноте, затем звучание «колеблется» в пределах полутона.

Звуком ж-ж-ж можно изображать жужжание жука. Дети поют «ж» сначала на одном звуке, затем восходящим движением звука (глиссандо) изображают взлёт жука. После этого нисходящим движением изображается приземление жука.

Для активизации диафрагмы используется упражнение «Кузнечик»: разные гласные звуки поются отрывисто (стаккато), при этом интенсивно работает брюшной пресс.

Упражнение «Шмель»: дети поют звук «у» на одной низкой ноте, поворачивают туловище справа налево и обратно, сначала разводя руки в стороны, как крылья, а затем опуская их вниз («крылья» складываются). При этом звук сначала усиливается (крещендо), а затем затихает (диминуэндо).

 

 

«Упражнение на распевание (волнообразные мелодии на гласные звуки)»

Можно предложить детям протяжно, плавно и легко, словно бумажный кораблик плывёт по водной глади, петь на одной ноте несколько слогов, например: ля, ле, ли, лё, лю или ма, мэ, ми, мо, му. Далее эти сочетания повторяются несколько раз, вверх по полутонам. Сочетание в упражнениях на распевание гласных и согласных звуков позволяет не только вырабатывать навыки протяжного пения гласных звуков, но ещё и помогает в работе над чёткой дикцией. Необходимо обратить внимание детей на то, чтобы согласные звуки произносились ими коротко и чётко. Благоприятны в вокальном отношении «звучащие» согласные звуки (б,г,в,д).

 

Упражнение «Звуковые волны».

Пение с закрытым ртом или на гласный звук «а». Дети повторяют за учителем плавные, волнообразные мелодические рисунки в пределах интервала ч.5, показывая рукой каждый раз меняющуюся высоту «волн» и представляя себя качающимися на этих волнах.

 

«Лягушки».

Дети садятся на корточки в позу «лягушат», раздвинув в стороны колени и упершись ладонями в пол перед собой. «Лягушата» широко улыбаются сжатыми губами. С напряжением раскрывают глаза. Сохраняют некоторое время это выражение лица, затем расслабляют глаза, веки, щёки, губы. Повторяют это 2-4 раза, наблюдая за изменениями в лице. Затем дети садятся в позу расслабления (на колени) и выполняют хлопки с одновременным кваканием в определённом ритме и темпе: ква-ква-ква, ква-ква-ква, ква-ква-ква. Учитель обращает внимание на то, чтобы упражнение выполнялось согласованно: никто из детей не должен опережать других, отставать от других или менять ритм.

 

«В лесу».

Дети играют с разными звуками. Например, со звуком «а».

Учитель просит детей представить, что они пошли в лес вместе со своей собачкой (Ав-ав!). Тропинка привела их на красивую лесную полянку (ах, ах, ах!). Вдруг у них из под ног вспорхнула птичка (Ай!). Кто-то заблудился в лесу и кричит: «А-у!»

(Можно поделить класс на 2 подгруппы. Сначала одна группа поёт «А-у!» (интервал терция, движение вверх) с вопросительной интонацией, а затем им отвечает другая группа «А-у!» (интервал терция, движение вниз) с утвердительной интонацией.

 

Затем ребята «превращаются» в лесных жителей. Проводится игра с другими звуками. Звук «и» - маленький, испуганный. Так пищит мышка (пи-пи-пи…). А это песенка синички (тинь-тинь-тинь…).

А так фыркает недовольный ёжик (ПФ-пф-пф…).

 

«Шорох осенних листьев».

Играя звуками (ч,ш,щ), соединяя их в различных сочетаниях, можно исполнить спонтанную композицию.

 

«Осенний ветер»

На одном выдохе усиление звука, затем ослабление (Р - F - Р).

 

«Колобок».

Дети «превращаются» в колобков (приседают, обхватывают руками колени и вслед за учителем протяжно поют звуки разной высоты – от высоких к низким).

 

«Звуки и чувства».

Осваивая тембровые характеристики сказочных музыкальных образов, дети могут поиграть со звуками и слогами: хи-хи (козлята веселятся), ой-ах (козлятам страшно), у-у-у (волк пугает козлят, бай-бай (мама-коза успокаивает, укачивает козлят) и т.д.

Борясь с собственными страхами, дети пробуют напугать волка его же

голосом у-у-у.

 

«Звук нарастает»

Дети поют разные гласные звуки с различными динамическими оттенками, изображая усиление (крещендо) шума волн при порывах ветра и затихание (диминуэндо). При этом соблюдаются правила глубокого диафрагменного дыхания.

 

«Волна».

Детям предлагается расслабиться, закрыть глаза и под звуки записи плеска волн представить себя качающимся на волнах. Затем на звук «а» дети повторяют за учителем волнообразные мелодические рисунки, «изображающие» волны различной высоты. Это упражнение можно дополнить волнообразными движениями рук: энергичными и, напротив, еле заметными, слабыми. Дети должны при этом ощутить энергию своих движений и соответствующую смену желаний, устремлений.

 

«Весёлая Баба-Яга».

Дети распевают: «Я-а-а-а-га!» (вниз с пятой ступени до первой, стаккато).

 

«Солнышко».

Детям предлагается выполнить арт-терапевтическое упражнение: изобразить «звуковую» картину «Солнышко» просыпается». Они должны представить, как солнышко появляется из-за горизонта и начинает светить всё ярче и ярче. Ребята встают в круг, приседают, начинают тихо петь один звук закрытым ртом. Постепенно дети встают, поднимая руки вверх, словно навстречу восходящему солнцу, одновременно поют звук «а». Учитель обращает внимание на способ пения «светлым» звуком, улыбаясь.

 

«Милая мама моя».

Учитель просит спеть распевание нежно, ласково; дети повторяют за учителем разные мелодические рисунки. Второй вариант упражнения – мелодические импровизации учащихся.

 

«Буря».

На выдохе низким голосом дети длительно тянут звук «у-у-у» с усилением громкости в середине и ослаблением в конце: «у ≤ у ≥ у» (по дирижёрскому жесту учителя). Одновременно с усилением звука дети слегка разводят руки в стороны и приподнимаются на носочки, с ослаблением звука они возвращаются в исходное положение. Затем дети садятся на колени, расслабляются, прислушиваются к ощущениям в теле.

 

«Качка».

Дети стоя, соединяют перед собой кончики пальцев рук, имитируют нос корабля, и легонько покачиваются из стороны в сторону. Дыхание мягкое, ритмичное: при покачивании в одну сторону – вдох носом, в другую – выдох ртом через вытянутые и округлённые губы. При выдохе получается шум, напоминающий «ф». Упражнении выполняется спокойно. Ритмично, согласованно.

 

«Смешная обезьянка».

Детям предлагается спеть неплотно сжатые губы, вытянутые вперёд. Можно использовать песню «Чунга – чанга».

 

«Метель гудит».

Дети очень громко читают стихотворение, чётко артикулируют каждый звук в словах, стараясь таким образом победить зимний холод и свой страх:

Метель гудит,

В трубе шумит.

Очень страшно одному,

А метель всё «У-у» да «У-у»!

 

«Эхо».

Детям предлагается имитировать «эхо». Поочерёдно произносим поэтическую строку то тихо, то громко.

  • Люблю грозу в начале мая,
  • Люблю грозу в начале мая,
  • (громко) весенний, первый гром,
  • (тихо) весенний, первый гром,
  • Как бы резвяся и играя,
  • (тихо) бы резвяся и играя,
  • (громко) в небе голубом.
  • (тихо) в небе голубом.
Категория: Методический материал | Добавил: olgamuz2011 (23.01.2018)
Просмотров: 389 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz