Четверг
19.09.2024
21:43
Приветствую Вас Гость
RSS

 
Персональный сайт учителя музыки Кузнецовой Ольги Михайловны
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [0]
Достижения [0]
Достижения
Методический материал [31]
Музыкальная копилка [17]
Музыкальная игротека [9]
Родителям [6]
Внеклассная работа [0]
Сценарии [5]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 132

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Методический материал

«Использование методов арт-терапии на уроках музыки и во внеурочной деятельности, как фактор, влияющий на здоровье детей».

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза В.П.Ферапонтова г.Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

«Использование методов арт - терапии на уроках музыки и во внеурочной деятельности, как фактор, влияющий на здоровье детей».

 

Учитель музыки:

Кузнецова Ольга Михайловна

 

«Использование методов арт - терапии на уроках музыки и во внеурочной деятельности, как фактор, влияющий на здоровье детей».

 

«…Только гармония и богатство звуков,

способны сделать человека и мир – совершенней»

Алиса Самбурская

 

 

В последнее время заметно изменились социальные условия жизни в нашей стране. Общее состояние здоровья детей, как известно, ухудшилось. А объём и сложность информации возросли. В сложившейся ситуации появляется необходимость внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

Как же можно улучшить здоровье младших школьников на уроках музыки с помощью здоровьесберегающих технологий?

 

Особенностью урока музыки и внеурочной деятельности является организация разных видов музыкальной деятельности обучающихся. Каждый урок содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию.

Поэтому я применяю на уроках музыки и во внеурочной деятельности методы и приемы арт-терапии.

 

Арт-терапия, или терапия искусством позволяет раскрыть творческий потенциал человека.

Впервые этот термин использовал британский художник - импрессионист - Адриан Хилл в 1938 году.

В своей работе я опираюсь на исследования Владимира Ивановича Петрушина, Владимира Михайловича Элькина, Кристофера Рюгера.

Основная цель арт – терапии - развитие креативности, гармонизации личности, через развитие способности, самовыражения и самопознания.

 

На своих уроках музыки я применяю следующие методы и приемы арт - терапии:

 

Музыкотерапия

Вокалотерапия

Ритмотерапия

Фольклорная терапия

Терапия творчеством

Сказкотерапия

Улыбкотерапия

 

Хочу остановиться на основных методах арт - терапии, которые я применяю на уроках музыки.

 

Музыкотерапия.

Итак, музыкотерапия - это метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Об этом не раз говорили и философы Древней Греции такие как Пифагор и Аристотель.

Ученые установили, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение, усиливают внимание и т.д.

Можно выделить две основные формы музыкотерапии: активную и пассивную (рецептивную).

Активная музыкотерапия – терапевтически ориентированная активная музыкальная деятельность: пение, игра на музыкальных инструментах, танцы.

Пассивная музыкотерапия - это прослушивание специально подобранных музыкальных произведений и приобщение детей к произведениям высокого искусства.

Из опыта своей работы я составила свой список музыкальных произведений, которые несут в себе различные воздействия на организм обучающихся на уроках музыки:

Это произведения не только «Золотого фонда» мировой музыкальной культуры.

А также джазовая, современная и духовная музыка.

 

Рекомендуемые музыкальные произведения для прослушивания.

 

Интегративная музыкотерапия отличается тем, что в комплексе с музыкой

используются возможности других видов искусства.

Это: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима,

пластическое интонирование под музыку, создание стихов, написание сочинений после прослушивания музыки и другие творческие формы.

Звучание музыки на уроках, дополняю просмотром произведений изобразительного искусства, видеофильмом.

В комплексе это хорошо влияет на психоэмоциональное состояние.

На основе своих наблюдений за детьми в процессе звучания музыки я заметила, что необходимо:

- продолжительность звучания музыки должна составлять от 5 до 10 минут, в зависимости от возраста детей и ситуации для ее прослушивания;

- использовать для прослушивания произведения, которые особенно понравились детям.

 

На уроках музыки большое внимание уделяется пению, где дети овладевают основными приемами вокально-хоровой техники. И тут я применяю еще одну здоровьесберегающую технологию – Вокалотерапия.

 

Пение - один их самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, в то же время пение – это сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса. В пении, успешно и быстро развивается интонационный звуковысотный слух и все другие музыкальные способности- тембровый и динамический слух, музыкальное мышление, музыкальная память.

В процессе пения – сольного или хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание.. Пение благотворно действует на бронхо-лёгочную систему, , массирует гортань, щитовидную железу, сердце. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья обучающихся.

Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

Правильное пение – это, в первую очередь, правильное дыхание.

Очень часто на своих уроках музыки я использую набор специальных дыхательных и голосовых упражнений.

Дыхательные упражнения можно разделить на две группы: полное дыхание и специальные дыхательные упражнения. (попеременное или раздельное дыхание)

Я всегда напоминаю детям, что самое правильное и полезное дыхание – это полное дыхание. Объясняю, что оно вентилирует легкие. поддерживает нормальное кровообращение, пищеварение.

Для овладения полным дыханием знакомлю детей с тремя типами дыхания: нижним, то есть диафрагмальным, или брюшным; средним, или грудным, и верхним, или ключичным.

Школьникам младшего возраста тяжело освоить полное дыхание, поэтому лучше постараться восстановить диафрагмальное – способность дышать животом.

Также для овладения навыками полного дыхания я использую следующие упражнения:

1. Хорошо открыть рот.

2. Сформировать хоботок. Будто хотите кого-то поцеловать на расстоянии, а теперь ослепительно улыбнитесь, сильно растягивая губы и обнажая зубы, изображая из себя кинозвезду.

3. Зевок. На дыхании – имитация зевка.

4. “Шинковка языка”. Зубами прикусывать язык от корня до кончика языка. На одном дыхании.

5. “Машинка”. Работа губ, гудение на губах, треск – чем противнее, тем лучше (на улыбке, мышца растягивается) .

6. “Рубка дров”, встаньте прямо, ноги шире плеч. Руки опущены, пальцы сцеплены в замок. Поднимите руки вверх, вдохните, прогнитесь назад. Затем, резко выдыхая со звуком “ха”, наклонитесь, опустите руки, как при ударе топором, между ног и тут же поднимите их вверх.

7. Дыхательные упражнения со звуками “ССС, ЖЖЖ, ЗЗЗ”. Упражнение можно выполнять стоя или сидя. Спина прямая. После полного выдоха сделать вдох носом, затем медленно и плавно выдыхать ртом, произнося один из названных звуков, пока воздух полностью не выйдет из легких.

 

Лечебные звуки и звукосочетания с позиции вокалотерапии.

Гласные звуки

А- снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

Э- улучшает работу головного мозга;

И- лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос;

О- оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;

У- улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);

Ы- лечит уши, улучшает дыхание.

Звукосочетания

ОМ – снижает кровяное давление;

АЙ, ПА – снижают боли в сердце;

УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных согласных звуков (лучше их пропевать)

В, Н, М – улучшает работу головного мозга;

С – лечит кишечник, сердце, легкие;

Ш – лечит печень;

Ч – улучшает дыхание;

К, Щ – лечат уши;

М – лечит сердечные заболевания.

 

Позволяет ребёнку быть самим собой, проявить свою индивидуальность в хоровом и сольном пении на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

Обучение пению идёт от личностных особенностей ребёнка, способностей и задатков к развитию его творческого потенциала с помощью реализации здоровьесберегающих технологий.

 

Чтобы добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление на уроках хорового пения можно я использую на уроках музыкально – ритмические упражнения.

 

Ритмотерапия. Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, даёт эмоциональную разрядку, улучшает речь ребенка. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение,а также дает определенный психотерапевтический эффект.

Предлагаю использовать следующие ритмические упражнения:

- «Ритмическое эхо».

- Ритмизация имен: «- Кто поет? - Катя, Ваня!»

- Ритмизация движений: корпус, плечи, руки. Изобрази, как движется поезд («Попутная» М. Глинки), трамвай («Трамвай» А. Варламова), конница, животные (р.н.п. «Заинька», «Журавель», «Летал, летал воробей»), как ходят старики, молодцы, девицы. С речевой фразой, развивают чувство ритма, музыкальный слух, что способствует также улучшению здоровья.

Ритмотерапия включает в себя следующие разделы - логоритмическая гимнастика, музыкально-ритмические движения, танцевальные движения.

 

Логоритмическая гимнастика. Это одна из форм активного отдыха, для снятия напряжения после долгого сидения. Она жизненно необходима для младших

школьников.

После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

Используя на своих уроках музыкально-ритмические движения, я выяснила, что они активизируют деятельность обучающихся на уроках музыки, влияют на личность ребенка, давая выход к самовыражению, помогают добиться эмоциональной разрядки.

На своих уроках провожу такие музыкальные физминутки:

 

1. Если нравится тебе, то делай так, «Барыня», «Музыкант», «Самовар» «Лиса», «Прогулка по Бродвею» и.т.д.

 

Фольклорная арт-терапия.

Песенный фольклор – скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат.

Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. Деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально – чувственную сферу, художественно – образное ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей, в том числе и в инсценировании русских народных песен..

Ритмы народных песен несут в себе терапевтический заряд, поэтому при разучивании и исполнении народных песен показываю детям движения и учу их петь а´капелла, водить хороводы, петь соло и в ансамбле, чувствовать душу народной музыки в песнях «Где был Иванушка», «Со вьюном я хожу», «Во поле орешина», «Я по лугу гуляла», «Комарочек» и др.

Для развития художественно-творческого мышления, фантазии, дети выполняют различные творческие задания: сочиняют частушки, разыгрывают песни «Тень-тень», «Как пошли наши подружки», «Бояре» по ролям.

Народные попевки, скороговорки, считалки в чётком эмоциональном произнесении и пропевании развивают голос, повышают речевую и певческую культуру. Игры-драматизации «Ярмарка», «Коляда», «Масленица» повышают художественную компетенцию ребенка, а пребывание в народном костюме имеет психотерапевтический эффект.

Дети на моих уроках с удовольствием рисуют, придумывают элементы костюмов, создают свои варианты, периодически устраиваем народные праздники, концерты.

Проводим такие уроки как «Путешествие в Фолкландию», «В гостях у Домового Тимошки», «Народные посиделки» и т.д.

 

Терапия творчеством.

Как учитель музыки, я считаю, что выполнение творческих заданий на уроке музыки является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния школьников.

. В процессе музыкального творчества происходит более полное познание учеником самого себя, своих способностей.

В процессе творческой деятельности на уроке учащиеся выступают в роли драматургов, композиторов, музыкантов и дирижеров оркестра, актеров- исполнителей, слушателей «живого» исполнения музыки.
Такое ролевое многообразие деятельности помогает раскрыть творческий потенциал каждого ученика, а учитель лишь направляет и активизирует его, создавая атмосферу открытости, непринужденности, доверительности. Психологически комфортные условия способствуют созданию креативной (творческой) среды.

Для выделения этих уроков как своеобразной «вершины» мною используются нестандартные формы: уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-конкурсы, уроки-концерты, музыкальное лото, песенная перестрелка, большой хоровод (урок-загадка) и др. Такие нетрадиционные формы проведения уроков активизируют творческую деятельность учащихся на разных этапах урока.

А следующая ступень – это участие во внеурочной и внеклассной деятельности.

(День учителя, День матери, Новый год, вечер встречи, День Победы).

С каждым годом я все больше убеждаюсь в том, что педагогам-музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями в науке. Уроки музыки могут дать уникальную возможность реализовать в школе здоровьесберегающие технологии. Применение методов арт - терапии позволяют:

 

-снизить уровень тревожности;

- способствуют повышению творческой активности;

- снижают уровень заболеваемости учащихся.

- способствуют сохранению психического, духовного и физического здоровья школьников.

- развивают вокально-хоровые навыки;

- способствуют созданию ситуации успеха;

И закончить я бы хотела словами В.А.Сухомлинского: “Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы”.

Литература.

  1. Н.К. Смирнов «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя» М. АРКТИ –2003г.
  2. В. И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер» М. «Вако». 2007г.
  3. Е. А. Лобанова «Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий». Журнал «Музыка в школе». 2006г.
  4. Б. Д. Райгородский «Что может музыка?» журнал «Музыка в школе».
  5. Е. А. Смолина «Современный урок музыки» Ярославль Академия развития 2006г.
  6. Петрушин В.И. Музыкальная психология, Учебное пособие для студентов, М.: Академический проект Трикста, 2009, — 400 с.
  7. Шушарджан С.В. Музыкотерапия: история и перспективы [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http \\ health2000agava.ru\polt\arts\musikter.htm
  8. Рушель Блаво. Исцеление музыкой. С-Петербург, Питер, 2003
  9. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. М.,2004.
  10. Е. А. Лобанова «Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий». Журнал «Музыка в школе». 2006 г.
  11. М.А.Михайлова Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль «Академия развития» 1997
  12. Петрушин В.И. Слушай. Пой. Играй. М.: Музыка, 2000
  13. Садыкова Р.Ш., Шепаева С.А. – Возможности музыкального искусства в реализации здоровьесберегающих технологий. – ЮКГУ, Шимкент, 2006 г.
  14. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе». М., 2002 г.
Категория: Методический материал | Добавил: olgamuz2011 (23.01.2018)
Просмотров: 996 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz